Ароматы Древней Индии
С тех времен, которые давно канули в пыльные анналы истории, ароматы играли огромную роль в формировании древних культур и цивилизаций того времени. И сегодня мы поговорим об Индии – земле, где аромат возведен почти в божественный ранг. И в ведические времена, и в эпоху правления Великих Моголов в Индии, ароматы были одинаково важны как в жизни богачей, знати и царских особ, так и в жизни простых людей.
Путь аромата
В ведический период духи упоминались в аюрведических текстах, таких как Чарака Самхита и Сушрута Самхита. Литература той эпохи начинает упоминать духи и всевозможные ароматы.
В знаменитом эпосе «Махабхарата» один из героев упоминает богатство ароматов алоэ, сандалового дерева и духов, которые он собирал в качестве дани.
Рамбха, небесная красавица, сравнивает свое лицо с ароматом лотоса.
А в буддизме, например, считается, что взгляд Гаутамы Будды подобен аромату алоэ, сандалового дерева и мангровых деревьев.
В стихотворении на телегу принцесса Сита рассказывает об ароматах листьев бетеля, орехов бетеля, цветов и мускуса, разлитых по всей ее постели.
Археологи полагают, что искусство изготовления духов зародилось в Индии во времена цивилизации долины Инда. Они нашли дистилляционный аппарат, сделанный из терракоты, датируемый 3000 годом до нашей эры. Также были обнаружены терракотовые сосуды с закупоренными отверстиями и тканым материалом, который можно было выдавить, чтобы выделить ароматные масла.
В период Великих Моголов духи назывались «итра», «иттар» или «аттар» и в огромных количествах использовались в гаремах королевских особ. Ходят слухи, что в этот период королева Нурджахан создала специальную «итру», используя более 50 различных эссенций розы и 5 видов масел сандалового дерева.
Торговля в те времена процветала, и индийские ароматы распространились повсюду в такие страны, как Иран, Египет, Турция, арабские страны и Афганистан.
ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ И АРОМАТЫ
В мифологии Индии можно найти множество красивых легенд, связанных с ароматами. Приведем некоторые из них.
Легенда о цветке Париджата
Цветок Париджата — это разновидность жасмина, цветущая только ночью. Днем аромат исчезает, поэтому, если цветок нужно предложить богам, его нужно сорвать ночью и немедленно сделать подношение.
Легенда гласит, что Париджата была смертной принцессой, которая влюбилась в Сурью, Бога Солнца. Вопреки совету отца Париджата встретилась с Сурьей на Земле. Как и ожидалось, Сурье быстро наскучило находится в земной мире, и он покинул возлюбленную, вернувшись обратно небесный мир.
С разбитым сердцем Париджата попыталась последовать за Сурьей, но была заживо сожжена его жаром. Богам стало жаль ее, поэтому они решили перевоплотить Париджату в дерево, которое цветет только ночью, чтобы избежать солнечных лучей.
И сегодня экстракты цветов Париджата, собранных ночью, широко используются в парфюмерии и ароматических палочках.
Стрелы Камадевы
Камадева — индуистский бог любви и желания. Подобно Купидону, он носит лук и стрелы, но его лук сделан из сахарного тростника, тетива — из пчелиных пчел, а наконечники его стрел украшены пятью видами цветов: манго, жасмин, белый лотос, синий лотос и ашока.
Именно аромат этих цветов делал стрелы Камадевы столь неотразимыми в захвате сердец.
Садовые Аккорды
В изысканных садах древней Индии цветущие растения комбинировались исходя из сочетаемости их ароматов и сроков цветения. Эта традиция отличается от садоводства на Западе, где цветы обычно подбираются по визуальному принципу.
В парфюмерии аккордом называют сочетание нот, образующих единый аромат. И фактически, концепция умело сочетаемых натуральных ароматов была ключевой частью культур Южной Азии. В Индии говорят:
«Хорошие духи должны быть подобны хорошо управляемому королевству, с правильным балансом союзников (мягкие компоненты), нейтральных сторон и врагов (острые ингредиенты и специи)».
В Индии считают, что хороший аромат также должен гармонировать с благовониями и цветочными гирляндами, временем года и характером носящего его человека.
Умелое использование духов восхищало даже богов, успокаивало королей и возбуждало любовников.
В эпоху Моголов сады были центром роскошной жизни, которая также включала в себя чтение стихов, музыку и множество дневных и ночных ароматов цветов и свечей. Двери спален султана выходили прямо в сад, и он мог наслаждаться ваннами с фиолетовой и розовой водой.
Книга наслаждений
В 1469 году Гият Шах занял трон малва (правителя) в центральной Индии. В своей инаугурационной речи он очень ясно изложил свои планы: он посвятит свой султанат наслаждению жизнью. По крайней мере, он был честен и поделился своими знаниями об удовольствиях жизни в написанной им книге под названием «Книга наслаждений».
Это гедонистическое сочинение охватывает как кулинарные рецепты, так и изготовление духов и наслаждение ими. В то время ожидалось, что истинный мужчина должен обладать энциклопедическими знаниями как в кулинарии, так и в парфюмерии, а также в поэзии, садоводстве и соблазнении. Большая часть книги посвящена парфюмерии для Дома Удовольствий, который был его гаремом, и включает подробные описания того, как ароматизировать женское тело.
Парфюмерия и жизнь
Вообще, история ароматов в древней Индии – это пример удачного и неразрывного симбиоза парфюмерии с искусством, духовностью, религией и соблазнением.
На Западе люди склонны воспринимать парфюмерию больше как часть моды и светской жизни. Индийское же отношение к аромату и к благовониям в частности – гораздо более глубокое, обширное и, можно сказать, сакральное.
Даже в древних текстах есть подробное упоминание об использовании ароматических палочек – агарбатти в индуистской религии. Считается, что дым, образующийся при их сжигании, несет в себе молитвы и пожелания верующих и передает их непосредственно Богу, пребывающему на небесах.
Зажигая благовоние, человек также выражает свое уважение к «Панча Бхутам» или Пяти элементам, а именно – Земле, Воде, Огню, Воздуху и Пространству. Все эти пять элементов считаются очень важными в индуистской религии, поскольку они необходимы для поддержания жизни человека на этой планете. Более того, аромат благовоний также связан с Притхви или Землей, которая обозначает Муладхара-чакру. Это неотъемлемая часть индуизма.
Анастасия Ермакова
Читайте также:
Магия трав и дыма: знание древних
Видеообзоры благовоний можно найти на нашем YouTube:
