Благовония для олимпийских богов: любимые ароматы Зевса и Аполлона
Греческое слово, обозначающее благовония, — thumíama (греч. θυμίαμα.), в русском языке мы знаем это слово как фимиам.
Стоит отметить, что в традициях эллинизма благовония использовались исключительно как подношение богам. Неправильным считалось в ритуале использовать благовония как средство «создать настроение» или инструмент для создания некой «магии». У греков благовония – это подношение любви, щедрости, благодарности и поклонения. Благовония имеют так называемый эводия, «сладкий запах», приятный богам.
Упоминаний о благовониях в древнегреческой литературе достаточно много. Особого внимания в этом отношении заслуживают орфические гимны, в которых мы находим перечисление разных благовоний для большинства главных божеств, например ладан, мирру, стиракс и другие. О каждом из них мы и расскажем в этом обзоре.
Сушеные растения
Лавр
Лавровые листья — широко использовались в Дельфах в ритуалах, поклонения знаменитому оракулу Аполлона. Листья жевали и сжигали как подношение и для облегчения видений.
Лавр считался для бога искусств Аполлона священным, как видно из мифа о Дафне (греческое название лавра — daphnai ). Но также он служил символом победы, поскольку бог получил лавровый венок после убийства змея Пифона.
А в некоторых регионах Греции, например, в Фессалии лавр связывался также с богом виноделия Дионисом и его хмельными спутницами менадами, поскольку считалось, что они жевали лавровые листья.
Кроме того лавр связан и с божественным врачевателем Асклепием.
Овидий также сообщает нам, что лавровые листья сжигали на жертвеннике еще до того, как стали использовать такие смолы, как мирра.
Шафран
Шафран (крокус) использовался в Древней Греции не только для окраски одежды и в качестве фармацевтического вещества или ароматизатора, но и в качестве благовония для богов, начиная с минойского/микенского периода.
Это был очень дорогой ингредиент из-за сложности его получения. Наиболее часто его как подношение предлагали Гекате, как это видно из Орфического гимна, а также из-за цвета ее одежды, описанного как шафрановый.
Также считается, что крокус посвящен Гермесу, но существует и его связь с Деметрой (упомянутой в ее гомеровском гимне), а также Аполлоном (солнечным).
Ячмень
Семена ячменя бросали в огонь в целях очищения и, вероятно, также в ритуальных целях. Пример такого применения можно найти в поэме «Одиссея», когда один из ее персонажей – Нестор – в рамках ритуала приносит в жертву богине мудрости Афине корову и сжигает ячмень.
Дубовые листья
Опять же в «Одиссее» команда Одиссея сжигает дубовые листья на острове Гелиоса, принося в жертву своих коров, показывая тем самым, что они были сожжены ритуально, а ячмень мог быть частью подношения.
Дуб у греков посвящен верховному богу греков – Зевсу.
Мирт
Растение Myrtus communis у греков ассоциируется главным образом с богиней любви Афродитой, но также с богиней луны и охоты Артемидой, Дионисом, богом подземного мира Аидом и даже Деметрой, отвечающей за плодородие. Из мирта делали гирлянды и венки и использовали в ритуалах. Листья также сжились как благовония.
Полынь
Эта трава, которую называют также Artemisia vulgaris, получила свое название от богини Артемиды и, таким образом, является особенно подходящим подношением для богини.
Шалфей
У древних греков он называется элелисфакосом и считается универсальным средством с тонизирующим и лечебным эффектом. Он использовался в погребальных и магических обрядах, а также предлагался божествам. В одном из греческих мифов говорится, что сам Зевс был воспитан козой Амальтеей возле куста шалфея.
Розмарин
Растение связано с погребальными обрядами, его вечнозеленый цвет делал его символом бессмертия. Его также использовали для венков. Ценился розмарин и за очищающие свойства при горении.
Олива
Очень важное растение для древних греков как основа их рациона. Из древесины оливковых деревьев изготавливали статуи божеств, а листья также ритуально сжигались. Олива посвящена Афине.
Цветы
Лепестки роз
Тесно связанные с Афродитой, они появляются в истории о ее возлюбленном Адонисе, а также в «Илиаде», когда богиня умащает тело убитого героя Гектора розовым маслом. Лепестки роз сжигались и как подношение.
Лаванда
Связь лаванды со сном и расслаблением указывает на подношение для Гермеса и Гипноса.
Фиалка
Много раз появляется в древнегреческих мифах и посвящена Афродите из-за ее чувственного аромата, а также Приапу, Ямусу (сыну Аполлона), Орфею, Персефоне, которая собирала цветы, прежде чем ее увез в свое цартсво Аид. Фиалка – это символ города Афин (города с фиолетовой короной).
Смолы
Сторакс/Стиракс
Это благовоние неоднократно упоминается в Орфических гимнах. Это смола, получаемая из растения Styrax Officinalis. В наши дни считается, что этой смолы больше нет, поскольку современные деревья ее не производят.
В настоящее время то, что мы имеем ввиду под стираксом, представляет собой черную кору, часто превращенную в порошок.
Стиракс сжигали во время чтения гимнов для богов, таких как Кронос, Зевс, Протей, Дионис, Деметра, Гермес и грации.
Ладан
Растение происходит из семейства босвеллий, также называется олибанумом. Это одно из наиболее широко используемых благовоний, часто используемое в ритуалах и жертвоприношениях. Считается, что ладан подходит всем богам.
В греческой мифологии ладан появляется много раз. Например, говорится, что Пифагор предложил его Аполлону. Существует также миф, в котором бог солнца Гелиос превратил в это благовонное дерево тело своей умершей возлюбленной. Другая версия говорит, что в дерево была превращена Мирра.
В орфических гимнах ладан также встречается неоднократно и рекомендуется для Урана, Геракла, Зевса, Тефиды, Гермеса, Титанов, Курета, Диониса, Дике, Ареса, Гефеста, Тихе, Демонов, Муз, Мнемозины, Фемиды, Борея, Зефира и Нотоса.
А если предположить, что Манна упоминаемая в греческой литературе — это ладан, то гимны связывают ее с: Фуриями, Аполлоном, Артемидой, Асклепием, Гелионом, Иосом, Гефестом, Дионисом, Никой, Силеносом, Талассой, Танатосом, Гигеей и Зевсом.
Мирра
Эту смолу получают из пустынного растения Commiphora myrra. Это еще одно очень широко используемое в Древней Греции благовоние, привлекающее богов своим прекрасным ароматом.
Смола неоднократно упоминается в орфических гимнах Протогону, Посейдону, Нефелаю, Лето и Нерею.
Мак
В орфических гимнах связывается с почитанием Гипноса, как дурманное средство. Мак также посвящен Деметре.
Деревья
Сандал вошел в арсенал веществ, которые греки использовали для распространения драгоценных ароматов после завоеваний Александра Македонского.
Кедр – священное дерево Артемиды.
Корица. Упоминание о корице встречается в перечне даров, которые полководец Александра Македонского Селевк I послал в святилище Аполлону Филезиосу в Дидиме.
Снежана Деолор
Читайте также:
Затерянное королевство Куш: история бахура и благовоний древности
Аромат богов: магия и ритуалы благовоний Древнего Египта
